
Святки, то есть две недели от Рождества до Крещения, для наших предков были особым временем. Жители Воронежской губернии в эту пору христославили и колядовали, устраивали кулачные бои, гадали. В каждом воронежском селе были свои обычаи зимних праздников, которые в начале века, вплоть до 1940-х годов, повсеместно поддерживались.
АННИНСКИЙ РАЙОН
На Рождество разговлялись, готовили курицу, блинцы, холодец, квас. В доме горела лампадка. На Святки обязательно колядовали, за это давали у кого что есть: пирожки, блинцы, деньги.
Святки были разгульными днями. Запрещалось рукодельничать, особенно прясть: «Как будто в нитку мы запрядаем душу Христа», -говорили в селе Островки.
БОБРОВСКИЙ РАЙОН
В селе Хреновом колядовщиков угощали колобышкой - особой булочкой, выпеченной на капустном листе и проткнутой сверху вилкой. Молодые парни переодевались в женские наряды и ходили по улицам, стучали в окна, веселились и подшучивали над девками.
В селе Чесменка был обычай на Рождество: брали колос овса, ячменя, проса или другого злака, ставили его на снег под окном. Если иней на него садится – значит, будет урожай. Колосья ставили под окно, чтобы смотреть на них во время праздничного обеда.
Новый год проводили весело: рядились, размалевывали себя бураком, сажей, катались на тройках. Пугали прохожих тыквой: вырезали в ней глаза, нос, рот, а внутрь ставили горящую свечу.
БОГУЧАРСКИЙ РАЙОН
На Рождество в селе Монастырщина собирались близкие родственники, на базу разводили костер. Из клуни выводили корову-кормилицу и , пока она отогревалась у костра, читали над ней молитвы. Назывался этот обычай «корову греть».
Молодежь утром и вечером ходила колядовать. Нанимали дом «у какой-нибудь тетки», готовили угощение и гуляли два дня.
ВЕРХНЕМАМОНСКИЙ РАЙОН
Ночью под Новый год ворота во двор всегда открывали, чтобы могли зайти щедровальщики. Если ворота закрыты, значит, хозяева не ждут гостей, у таких снимали ворота, относили их куда-нибудь и прятали.
Щедровать ходили дети и женщины. Они разбрасывали зерно на пол и пели: «Сею, вею, повеваю, вас с праздником поздравляю. Здравствуйте вам, подарите нам!». Хозяева отвечали: «Садись на порог», а гости в ответ: «Давай кусок сала и пирог!».
НОВОУСМАНСКИЙ РАЙОН
В селе Орлово дети колядовали под Рождество и Новый год со словами: «С неба ангел нам явился, и господь Христос родился. Мы пришли его прославить, а вас с праздничком поздравить».
ОСТРОГОЖСКИЙ РАЙОН
В Острогожском районе перед петухом ставили еще зеркало и зерно: если птица подойдет к зеркалу, муж будет хвастливым, а если начнет клевать зерно – хозяйственным.
В селе Коротояк ходили по дворам - кликали Авсень. Кто давал пирога, тому желали счастья и здоровья, а кто не давал, тому пели: « Во дворе поставим сошку, привяжем дохлую кошку, кошка воняя, за вами гоняя». При этом наряжались в разные маски и тряпки, мазались «сапухой»-золой, разукрашивались мелом, толкли дурман-траву и разрисовывали лица зеленым по белому.
В селе Кривая Поляна варили кутью из ячменя и риса, помещали ее в святой угол. Когда садились есть, то кутью ставили на подоконник, и дети приговаривали трижды: «Мороз, мороз, иди кутью есть!». Верили, что если позвать мороз в гости за стол, то пашня не замерзнет в крещенские морозы и урожай будет богатым.
В селе Воронцовка под Новый год посудину с водой выносили в сени или оставляли «под небом»-на скамейке у дома. Утром смотрели, как замерз лед: если поднялся горкой – будет добрый год, ровно застынет- быть жизни прямой, замерзнет буграми- будет и счастье, и горе, замерзнет лункой – будет плохой год.
ПАНИНСКИЙ РАЙОН
В селе Георгиевка в Васильев вечерок, то есть на Старый Новый год, варили кашу и гадали по ней.
Если каша «убегала» из горшка или глиняная посуда трескалась в печи – считалось, к беде. Эту кашу выбрасывали. Если каша удалась, хорошо протомилась, это к богатому урожаю и благополучию в семье.
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ РАЙОН
На хуторе Индычьем на Святки принято было прясть. При этом коноплю было прясть нельзя, только шерсть. По вечерам собирались на игрища, играли на балалайках, гармошках. Молодежь играла «в кольца»: ведущий незаметно передавал кому-нибудь кольцо, второй играющий должен был угадать, у кого оно. Если угадал – целует того, у кого оно было.
На Новый год жители села Краснофлотского наряжались, женщины повязывали белые цветастые платки, ходили по улице и кричали авсени: «Добрый вечер, добрый день, прокричим мы вам авсень. У нашего пана весь двор на помосте, радуйся, Боже, веселися, Боже». Петь авсени ходили парни и девки. Катались на лошадях, перевязанных белыми лентами и украшенных вышитыми накидками.
Вечером под Рождество на хуторе Мироновка мальчики и девочки лет 10-13 носили по дворам кутью и говорили: «Принесли вам вечерю». Хозяева пробовали кутью и давали за это детям гостинцы. В селе Пески для этого случая пекли специальные рождественские пряники – коники – и одаривали ими детей.
В селе Старая Криуша на Старый Новый год, 14 января, был обычай под названием «посыпальники». Рано утром, с зарею, входили в дом и посыпали пол разными семенами со словами: «На счастье, на здоровье, на Новый год, роди, Боже, жито, пашаныцу и вскую кашаныцу, быка и телыцу».
РЕПЬЕВСКИЙ РАЙОН
Под Рождество в селе Истобном дети ходили колядовать, пели «Каледу» и обсыпали хозяев пшеницей. Если колядовщиков не одаривали гостинцами, то они могли сломать ворота, унести куренка или петь сидя на пороге: «Квок, квок, сорок наседок, один цыплок».
На Новый год на огороде жгли снопы – «обогревали своих родителей». Во многих селах Воронежской области существовала традиция разжигать ритуальные костры, поминая усопших.
СЕМИЛУКСКИЙ РАЙОН
На Рождество в селе Каменка колядовали – рядились цыганами, стариками и, зайдя в дом, говорили: «Ну-ка, бабка, глянь-ка в сундучок, достань пятачок». Хозяева в ожидании колядовщиков ставили на стол пшеницу, те брали немного себе, а потом относили скоту.
В селе Нижняя Ведуга колядующие любили рядиться в вывернутые шубы. Молодежь играла в «палачи»: садились парами девушка с парнем, водящий подходил и спрашивал: «Отдаешь девку?». Если парень соглашался, то водящий садился на его место. Если нет, судья назначал несогласному удары: какое-то количество горячих или холодных. Горячие – изо всех сил, холодные – легонько.
В селе Девица парни на Святки гадали: ночью завязывали глаза и ловили овец в овчарне. Попадется плохая овца – значит, жена будет плохонькая, а если овца справная, значит, и с суженой повезет.
Девушки гадали с помощью петуха: под Новый год ставили стакан с водой на пол, пускали петуха, и если он начинал пить ровно в полночь, значит, муж будет пьяницей.
ТАЛОВСКИЙ РАЙОН
В селе Вознесеновка на Рождество делали чучело из соломы, наряжали его в человека – мужчину или женщину – и ставили во дворах.
Ходили христославить в рождественское утро, часа в четыре. Дети и взрослые собирались группами и славили Христа раздельно. Пели: «Рождество Христе Боже наш, воссияй святому миру разума». Хозяева угощали тех, кто христославил, блинцами, печеньем, давали деньги. Блины и холодец были традиционными кушаньями на Рождество.
ХОХОЛЬСКИЙ РАЙОН
На Рождество жители села Гремячьего устраивали кулачные бои с соседями из села Рудкина. Начинали бой мальчишки, потом вступали старшие, шли стенка на стенку. При этом строго соблюдалось правило – лежачего не бить.
Саубанова Г. «Святки по-воронежски». Как отмечали зимние праздники наши земляки .Воронежский курьер.-2019.-№1.-4-10 января.-с.17
В «Афанасьевском сборнике»№3, составленном фольклористами Татьяной Пуховой и Галиной Христовой, опубликованы сведения о календарных обрядах региона. Исследования проведены студентами и преподавателями Воронежского государственного университета и Воронежской государственной академии искусств.